MBA - НГТУ
MASTER   OF   BUSINESS    ADMINISTRATION
МАСТЕР ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
СТАТЬИ В ПРЕССЕ

Преодолеть барьеры

На пути к профессионализму молодым менеджерам необходимо преодолеть многочисленные препятствия. Это и недостаток практических навыков, и отсутствие необходимых личностных качеств, и сопротивление сотрудников организации, и еще многое другое. Какие проблемы поможет решить дополнительное образование, а что зависит от самого управленца?

— Виктор Михайлович, каждый год в вашей аудитории собираются молодые нижегородские менеджеры, чтобы повысить свой профессиональный уровень. Каковы их сильные стороны и, наоборот, недостатки, мешающие достижению успеха?

— Я не думаю, что уместно говорить о каких-то специфических достоинствах и недостатках нижегородских менеджеров. В основном нижегородский менеджмент отражает сильные и слабые стороны формирующейся сегодня российской модели менеджмента. К числу ее сильных сторон я бы отнес креативность и гибкость управленцев, их способность обеспечивать выживание деловых организаций вопреки жесткости, турбулентности, непредсказуемости и экстремальности внешней среды российского бизнеса.

     Недостатки нашего менеджмента тоже хорошо известны. К их числу можно смело отнести преобладание личных, родственно-клановых отношений над профессиональными, неготовность и нежелание "играть по правилам", авторитаризм как доминирующий метод управления, недостаточное внимание к работе в команде, отсутствие опыта проведения успешных организационных изменений и недопустимо низкую этику бизнеса.

     В то же время я должен заметить, что у нижегородских менеджеров больше возможностей преодолеть эти недостатки, чем у управленцев из других регионов с менее развитой интеллектуальной, образовательной и культурной средой. Будут ли эти возможности использованы, и в какой мере, всецело зависит от самих управленцев.

— Вы упомянули, что наш бизнес развивается в экстремальных условиях. Какие качества необходимы управленцам для "выживания" в такой агрессивной среде?

— В первую очередь, сильная воля, умение отстаивать свои интересы, быть твердым в решениях. Без управленческой воли в менеджменте делать нечего. Вот уже несколько лет я наблюдаю за студентами и вижу, что если у будущего управленца нет необходимых качеств, то сформировать их очень и очень сложно. Я и своим студентам постоянно повторяю: "Если у вас нет воли, вы не сможете управлять людьми. Идите управлять ядерным реактором".

     Однако и "бульдозерный" тип менеджмента сегодня уже неактуален, необходимо сочетать твердость с гибкостью. Нашим выпускникам я даже читаю дополнительный курс, который называется "Власть и политика в организации" (такого больше нет ни в одном нижегородском вузе). Каждый управленец наделен властью и должен правильно ею воспользоваться. Как это сделать? Ответ мы ищем в реальной практике и... драмах Шекспира - "Ричард III", "Макбет", "Генрих IV", "Король Лир". Все наши студенты изучают Шекспира через призму проблемы власти.

— Спасибо классику! А если серьезно, существует ли разрыв между "теорией" и "практикой"? Насколько молодые менеджеры, имеющие определенный багаж знаний, готовы к практической деятельности?

— Мне трудно точно определить эту степень подготовленности. Но возьму на себя смелость утверждать, что наши выпускники-управленцы подготовлены к практической деятельности в конкретной организации примерно на 60-70%. Директор одного из нижегородских предприятий однажды признался мне, что на подготовку профессионального конструктора требуется примерно 10-12 лет, а мы готовим менеджеров, которые адаптируются к потребностям организации всего за 2-3 года.

     Однако любая обучающая программа построена на теории, и необходимо связать ее с практикой, сократить между ними дистанцию. В последнее время я прилагаю для этого максимум усилий: например, читаю курс "Управление карьерой", а практическую часть мы проводим на Заволжском заводе гусеничных тягачей, разрабатывая для него систему управления карьерой.

     Даже при таком сотрудничестве с реальными предприятиями всегда остается разрыв между знаниями, полученными в вузе, и потребностями конкретной организации, куда попадает выпускник. Поэтому первым шагом руководителя, берущего на работу управленца-новичка, является принятие решения о том, каким образом ознакомить молодого специалиста с целями, проблемами и потребностями данного бизнеса. Наши молодые управленцы нуждаются в своеобразном тюнинге.

— И с чего этот тюнинг следует начинать?

— С устранения самой слабой стороны. Вы удивитесь, но далеко не все наши молодые управленцы умеют... считать. Они должны давать экономическое обоснование управленческих решений, а предпочитают другие способы и нередко руководствуются только своей интуицией.

     Я же всегда делю менеджмент на две части. Существует менеджмент как система знаний, апробированных практикой. И есть менеджмент, как джаз, искусство импровизации. В этой части интуиция - очень важный ресурс. Я сам был свидетелем, как менеджеры, не имеющие систематического образования, принимали точные управленческие решения.

     Но, к сожалению, интуицией обладает лишь небольшое число людей, я бы сказал "с тонкой кожей". К тому же на одной интуиции в управлении предприятием "далеко не уедешь". Это долгий и в целом нерациональный путь развития методом проб и ошибок. Когда ты приобретаешь то, что называют интуицией, начинаешь понимать, что многие возможности были упущены, а впереди осталось очень мало времени.

— По вашим собственным наблюдениям и отзывам выпускников, какие обучающие программы сейчас наиболее востребованы?

— Сейчас очевиден спрос на программы МВА и Executive MBA. К примеру, в нашей аудитории МВА обучаются кандидаты наук, которые стремятся получить еще степень "Мастер делового администрирования", потому что компании, в которых они работают, зачастую иностранные или "продвинутые" отечественные, предъявляют к своим специалистам серьезные требования.

     Популярна среди молодых управленцев и Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ, известная как Президентская программа. Правда, зачастую высказываются скептические мнения: как это за государственный счет, на деньги налогоплательщиков обучать управленцев для частных компаний! Но если в организацию придет действительно подготовленный менеджер и превратит плохую компанию в среднюю, а среднюю - в хорошую, то от этого выиграет не только собственник компании, но и общество, которое является потребителем ее продуктов или услуг.

     В настоящее время востребованы также курсы тренингов. Ведь у наших управленцев слишком мало времени на дополнительное обучение, они не могут на длительный срок оставить свой бизнес, поэтому вынуждены отказываться от долгосрочных программ, курсов и продолжительных зарубежных стажировок. А кратковременные тренинги, на которых можно получить новейшую информацию и овладеть практическими приемами, являются для молодых руководителей оптимальным вариантом.

— Насколько подготовка менеджеров в Нижнем Новгороде отличается от европейской и американской моделей?

— Признаюсь, мы существенно отстаем по качеству подготовки менеджеров от Европы и Америки. Но я оцениваю это отставание как временное. Мы слишком долго были ленивыми и нелюбопытными. Догонять трудно, но необходимо. В подготовке российского менеджмента действует принцип: "Либо мы выйдем на качественно новый уровень обучения, либо станем неконкурентоспособными".

     Мы сотрудничаем с рядом американских учебных заведений, и я могу отметить, что нам есть чему поучиться у западных коллег. К примеру, в Штатах будущих управленцев знакомят с таким емким образом - "поезд, который идет в северном направлении". Если ты сел в этот поезд, то должен принять график, по которому он движется. Но если этот график тебя не устраивает, ты - свободный человек, можешь выйти из поезда и пересесть на другой. Это, на мой взгляд, очень сильная метафора цели и направления движения, и американские бизнесмены ее принимают. Так и мы должны научить наших будущих управленцев "играть по правилам". В сфере бизнеса нельзя быть кошкой, которая гуляет сама по себе.

     Что же касается технологий, то я читаю в Нижнем Новгороде те же курсы, что и в США, и программы обучения практически ничем не отличаются. Только американцы платят за обучение $30 тыс., а наши слушатели МВА - всего $4 тыс.

— Выпускники американских вузов, приступившие к работе, готовят предложения по совершенствованию системы образования, руководствуясь собственным опытом. Возможна ли такая практика у нас?

— Российская академическая система обучения существен но отличается от американской по степени демократизма. Мы только начинаем при выкать к новым для нас тер- минам: "клиентоориентированный подход к студентам", "рыночная гибкость и адаптивность"... Поэтому говорить о существенном воздействии советов выпускников на содержание учебных планов пока не приходится. Хотя я на собственном опыте убедился, что подобное взаимодействие возможно и полезно.

     Содержание программы МВА, которой я руковожу уже три года, претерпело значительные изменения именно благодаря отзывам выпускников. А слушатели Президентской программы сами выбирают предлагаемые им курсы. Я вижу в этом только пользу и поддерживаю подобную академическую демократию.

— Какой бы эффективной ни была программа обучения, многое зависит от самих менеджеров...

— Конечно, важна мотивация управленцев к профессиональному росту, их желание обучаться. Я смотрю на наших слушателей: они приезжают на учебу вечером, после полного рабочего дня. Это же бешеная нагрузка! Но мы не создаем комфортных ситуаций. Поэтому без твердой установки: "Я это сделаю" - результата не будет. И наши молодые управленцы преодолевают трудности и стараются двигаться вперед. Последние 5-7 лет работы в различных системах подготовки и развития управленческих кадров делают меня осторожным оптимистом в прогнозах на будущее нижегородского менеджерального корпуса.

— И каковы ваши "осторожные" прогнозы?

— В настоящее время дефицит профессиональных управленцев на нашем рынке очевиден. И эта проблема за один день не решается. Западные страны осуществляли свои менеджеральные революции в течение многих десятилетий. А Россия только вступила на этот путь. Мы хотим быстро достичь результатов, но чудес не бывает. Нам необходимо еще 15-20 лет упорного труда, чтобы создать профессиональный менеджмент в полном смысле этого слова. Это задача огромной важности. Без ее решения нам никогда не удастся пре одолеть основное противоречие России - между огромными природными и интеллектуальными ресурсами страны и неспособностью политической и деловой элиты использовать эти ресурсы в интересах всего общества. В основе этого противоречия лежит несовершенная, непрофессиональная система управления, по этому его можно преодолеть только путем подготовки и развития новой генерации российских управленцев.

 

Ольга Павлова

Главная страница Написать письмо
Rambler's Top100 liveinternet.ru
DesignINNOV.RU

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева

Кафедра "Менеджмент"

Россия, 603600
г. Нижний Новгород,
ул. Минина, 24