MBA - НГТУ
MASTER   OF   BUSINESS    ADMINISTRATION
МАСТЕР ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
СТАТЬИ В ПРЕССЕ
Стратегия бизнеса
2009 №46

Менеджмент в условиях кризиса
или
Как правильно осуществлять управление, когда нагрянула беда.

Что такое мировой кризис? Как правильно вести себя в условиях, когда любая ситуация кажется безвыходной как для рядового работника, так и для руководителя крупной, уважаемой компании?

На вопросы нашего корреспондента отвечает эксперт журнала, доктор философских наук, профессор, академик РАЕН, заведующий кафедрой «Менеджмент» НГТУ им. Р.Е. Алексеева, научный руководитель программы «Мастер делового администрирования» и Президентской программы по специальности «Менеджмент» Виктор Михайлович Матиашвили.

–Виктор Михайлович, а чем, на Ваш взгляд, суть глобального кризиса?

–Декарт был прав, говоря: «Уточните значения слов, и вы избавите человечество от половины всех споров и заблуждений». Под кризисом в широком смысле этого слова надо понимать ситуацию, связанную с высокой, стабильно возрастающей степенью риска и неопределенности в развитии общества, организации, человека. Кризис - это состояние, при котором нарушаются обычные процессы развития и функционирования, возникает реальная опасность для жизнеспособности социального или индивидуального организма.

Кризис бизнес-организации может быть не только следствием циклического развития экономики, но и следствием нарушения бизнес-процесса (отказа потребителя от продукции, разрыва нормальных отношений с инвестором), природных катаклизмов (землетрясения, урагана, наводнения), несчастных случаев на производстве, забастовок, утечки информации, непредвиденных действий государственной власти, актов терроризма и т. д.

В современном менеджменте управление кризисом, то есть искусство про-гнозирования возможных кризисных ситуаций, планирования и организации мероприятий по их преодолению» осуществления контроля за процессами ликвидации кризиса и его последствий – одна из ключевых компетенции профессионального управленца.

–В чем, по Вашему мнению, особенности развития кризиса в России?

–Хочу заметить, что последние полгода в средствах массовой информации и в экспертном сообществе не было недостатка в идентификации происходящих событий. Разнообразные полнтэкономические версии кризиса (результат циклического развития экономики) активно дополнялись психологическими (кризис доверия), гносеологическими (кризис традиционных смыслов и пониманий) и конспирологическими (заговор «темных сил»). Даже церковь не осталась в стороне, предложив свою версию — наказание за смертные грехи человечества.

Оставляя за авторами этих интерпретаций право на собственную точку зрения, хотелось бы сформулировать свое видение проблемы, не претендующее, разумеется, на «истину в последней инстанции».

Я думаю, что сущностное ядро этого кризиса заключается в кризисе существующих систем государственного и корпоративного управления. Все остальное -следствия, внешние проявления. Дело в том, что системы государственного и корпоративного управления, основанные на неолиберальной и монетаристской смысловых и ценностных моделях, убедительно демонстрировали свою эффективность во второй половине XX века. Все это время они обеспечивали благоденствие, быстрый рост и процветание для «золотого миллиарда». Но в начале XXI века эти системы «вдруг» «просели», «зависли», «дали течь». Вы спросите, почему? Потому, что они пришли в острое противоречие с ими же созданной глобальной экономикой. Именно в ней, внутри новой глобальности, возникли вначале небольшие островки неуправляемости, которые к прошлому году превратились в целые материки стихийности» рисков и хаоса. Поэтому кризис, который мы переживаем» - это не пресловутая «объективная реальность», а очевидно «рукотворный» процесс. Он не возник «по собственному желанию». Он создавался самими людьми, частично их алчностью и неудержимым стремлением к личному обогащению, частично по причине невежества, частично, как это часто бывает, «из лучших побуждении», которыми, как известно, вымощена дорога в ад.

В. В. Путин недавно определил сложившуюся ситуацию словами: «За что боролись, на то и напоролись». Тотальная аффилированность российской экономики с долларом в последние пятнадцать лет, неспособность или нежелание государства выйти за пределы традиционных международных финансовых моделей и схем, диверсифицировать векторы международного финансового влияния, используя для этого возможности и преимущества ресурсного потенциала страны» в вели к тем результатам, которые сет я очевидны для всех. Населению осталась только бегать в обменники, вначале сдавая, доллары в ожидании грядущего краха Америки, а потом с удвоенными усилиями покупая их, поскольку разговор о скорой смерти «супостата» оказались несколько преувеличенными.

Что касается кризиса корпоративное управления» то наиболее уязвимой, точкой последнего оказалась существующая модель отношений между акционерами, инвесторами, советами директоров и наёмным топ-менеджментом. Произошло отделение собственности от контроля. Наемный топ-менеджмент превратила в некую самостоятельную и плохо контролируемую силу. Но главное в том, что фондовый рынок перестал быть инструментом формирования будущей стоимости компании. Он превратился в поле спекулятивных игр нескольких тысяч игроков во всем мире, которые, как оказалось, в один момент способны снизить капитализацию национального бизнеса в разы. Что за последние полгода изменилось в наших крупнейших корпорациях с точки зрения их внутренней. то есть реальной» стоимости? — Нечего. «Газпром» как был «Газпромом», так и останется им. За исключением одного существенного обстоятельства: сегодня, по действующему корпоративному праву, его можно купить по цене двух-трех нью-йоркских небоскребов. Для меня очевидно, что весь «второй этаж» менеджмента (корпоративное управление в узком и строгом смысле слова) требует существенной реконструкции.

–Как Вы оцениваете действия власти в существующих условиях?

–В свое время Ш.Руставели справедливо заметил: «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны». Критиковать н вопросы задавать - это, как известно, самое бесплатное занятие в мире, поэтому желающих всегда много. Тем не менее, отвечая на ваш вопрос, я должен сказать: действия политических и финансовых властей, с моей точки зрения, пока носят реактивный, спорадический и несистемный характер. В них нет ударной смысловой нагрузки, нет программы управления кризисом, основанной на понимании необходимости изменения тех элементов управленческой конструкции, о которых я говорил выше. Поэтому эти действия лишь сглаживают внешние проявления кризиса, оставляя нетронутыми его фундаментальные причины.

Что же касается «возможностных» сторон кризиса, то они – в создании новых систем государственного управления процессами глобализации, в обновлении механизмов финансового контроля, в реформировании системы корпоративного управления. Оставить нетронутой ситуацию, при которой возможен корпоративный долг в пятьсот миллиардов долларов, за который сегодня приходится расплачиваться всему обществу, не сделать из этого должных выводов, в том числе и персональных, было бы, с моей точки зрения, преступлением.

–Каковы, на Ваш взгляд, основные риски, возникающие в ходе кризиса?

–«Страновой» экономический риск связан, в первую очередь, с сокращением спроса и снижением цен на российское сырье. Максимальные отраслевые риски возникают для финансовых компаний, торговли, строительства, риэлторского бизнеса, транспорта, агрономического бизнеса.

Риски для наемных работников связаны с сокращением занятости, которое коснется миллионов людей. К этому надо добавить снижение зарплаты, «обрезания» соцпакетов, льгот, бонусов, возможностей для дополнительных заработков.

Главный риск для населения - инфляция, которая ускорится за счет мощных финансовых вливаний государства в поддержку бизнесов и финансового рынка.

Риски политической системы в том, что кризис может привести ж угрозе утраты государством контроля за ключевыми сферами хозяйственной и общественной жизни, к усилению сепаратизма в известных регионах страны.

К внешним рискам надо отнести возможность «экспорт нестабильности», целью которого может быть «перенаправление» капиталов и интеллектуальных ресурсов России ее конкурентам.

–Каковы основные фазы эволюции кризисной ситуации, и когда удастся кризис преодолеть?

–Успешное управление кризисом компании предполагает понимание причин и анатомии кризиса, а также основных фаз его эволюции. К числу последних можно отнести:

• предкризисную фазу, когда незначительные и внешне неприметные сигналы тревоги могут показать опытному управленцу, на чем необходимо сконцентрировать силы и ресурсы для того, чтооы избежать большой беды;

• острую фазу кризиса, когда кризис начинает «править бал», проявляется во всей полноте, и только гибкий, волевой и уверенный менеджмент может минимизировать его разрушительные последствия для компании;

• фазу хронического кризиса, связанную с операцией «зачистки», которая осуществляется после того, как острая фаза кризиса преодолена, и организация начинает постепенно выздоравливать, хотя отдельные симптомы болезни все еще дают о себе знать;

• фазу преодоления кризиса, когда компания возвращается к обычным условиям и алгоритмам функционирования.

Что касается сроков окончания кризиса, я не стану «гадать на кофейной гуще». В нынешнем кризисе, как в доме Облонских, все смешалось. У нас финансовый кризис смешался с экономическим. Бизнес-кризисы переплелись с личными: безработица, рост суицидов, семейные проблемы. «В одном флаконе» оказались валютный, биржевой, де-нежно-кредитный, промышленный, аграрный, сырьевой, продовольственный кризисы. Этот кризис, в отличие от того, через который страна прошла в 1998 году, не «страновой» и не региональный, а мировой и системный. Поэтому выход из него потребует гораздо больше усилий и времени.

–Какие советы и рекомендации Вы можете дать предпринимателям? Как выжить в условиях кризиса?

–Каждый руководитель должен понимать, что в жизни есть три неизбежные вещи: смерть, налоговый инспектор и кризис. Не менее важным является понимание того, что в любом кризисе есть две стороны: угроза и реальная возможность превратить эту угрозу в преимущество, в сильную сторону своего бизнеса. Причем, такая возможность есть не только у первых лиц компании, она есть у каждого работника. Кризис может поразить сердце компании. Но при любых ситуациях лидер, его команда должны проявить смелость, волю и решительность, для того чтобы дать достойный отпор кризису. Сегодня каждому руководителю надо учиться управлять кризисом: прогнозировать и отслеживать его развитие, планировать действия по его нейтрализации.

Как и любая патология, кризис компании может иметь разную интенсивность и продолжительность. И то, и другое определяется многими переменными: устойчивостью «вируса», поразившего организм компании, возрастом и общим состоянием ее здоровья, профессионализмом «диагностов» и «лечащих врачей», наличием у нее необходимых «медицинских препаратов» и т. д. Конечно, не все компании, оказавшиеся в ситуации кризиса, приговорены к тому, чтобы с неотвратимой обязательностью пройти все его фазы. Следует помнить: эффективный менеджмент может изменить цикл жизни кризиса. Неэффективный менеджмент способен лишь сократить продолжительность пути кризисной организации на Голгофу.

Чтобы минимизировать потери, компаниям необходимо максимально сократить расходы, и в то же время рассматривать все реальные возможности для осторожной экспансии. Внимательнее, чем раньше, надо оценивать финансовые возможности клиентов и поставщиков для минимизации рисков. Считать надо наличность, а не прибыль, и ужесточить сбор долгов с контрагентов. Конечно, необходимо провести пересмотр прежнего плана инвестиций в основной капитал. Если инвестиции крайне необходимы, нужно добиваться лучших условий, искать альтернативные варианты финансирования. Сокращая затраты, не ошибиться с персоналом, думая о том, с кем придется работать после кризиса. Постараться найти возможности «подружиться» с государством и прицепить «вагончик» к поезду госбюджетных программ.

Первым моим учителем по управлению кризисом была моя мама, которая, помогая мне собираться в школу, всякий раз спрашивала: «Сегодня у тебя контрольная. А сколько ручек у тебя в пенале?» Когда я отвечал: «Одна», - она говорила: «Положи еще одну, на всякий случай». Материал подготовила Ларина И.А.

 
 
Главная страница Написать письмо
Rambler's Top100 liveinternet.ru DesignINNOV.RU

Нижегородский государственный технический университет

Кафедра "Менеджмент"

Россия, 603600
г. Нижний Новгород,
ул. Минина, 24