MBA - НГТУ
MASTER   OF   BUSINESS    ADMINISTRATION
МАСТЕР ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
СТАТЬИ В ПРЕССЕ
Деловая неделя
6 октября 2008г.

Особенности национального МВА

Менеджеры в России делятся на две категории – на тех, у кого есть диплом МВА, и тех, кто его не имеет. Дипломированные управленцы, в свою очередь, разделяются на две группы – носителей ценных знаний и навыков и просто обладателей престижных «корочек». Чему учатся наши руководители? Как не промахнуться в выборе бизнес-школы?

За короткое время существования российского предпринимательства известная во всем мире аббревиатура «генерального» менеджерского образования из трех букв – МВА (Master of Business Administration) обросла в нашей стране слоем самых разных мифов и стереотипов. А счастливые обладатели МВА становятся то персонажами грустных анекдотов о развале успешных бизнесов, то признаются настоящими героями каптруда, сумевшими благодаря усвоенным управленческим знаниям сделать головокружительные карьеры и поднять свои бизнесы на необозримые высоты. Например, не так давно под руководством выпускницы МВА непрофильный и убыточный актив крупной федеральной компании превратился в успешное предприятие, занимающее 45% своего рынка. И прямо противоположная история – случай из практики одного нижегородского консультанта. Региональный предприниматель вынес из программы МВА, что размер офисной площади должен соответствовать определенному коэффициенту, который рассчитывается исходя из ряда показателей – соотношения количества сотрудников, объема зарабатываемых денег и т.д. Глава компании урезал «по науке» рабочие площади, загнал персонал в тесное помещение, «сломал» компьютерные сети, и, достигнув искомого коэффициента, фактически разрушил собственный бизнес….

Тем не менее, в последнее время МВА в России становится все более популярным. Все чаще работодатели требуют от соискателей топовых позиций и средних руководящих должностей наличия диплома МВА. Армия дипломированных управленцев растет и множится. Благо рынок бизнес-образования предлагает широкий «модельный ряд» МВА на разные финансовые возможности и вкусы. Вопрос в том, насколько качество подготовки «менеджерского генералитета» в нашей стране отвечает реальным нуждам отечественного бизнеса в грамотных управленческих кадрах? И чем отличается наше образование МВА от западных аналогов, за многие десятилетия доказавших свою эффективность?

История одного стандарта

Родиной МВА является США, время появления на свет – весна 1902-го. В конце 60-х бизнес-программы подготовки «мастеров менеджмента» появились в Великобритании, а затем постепенно стали открываться в других странах Европы. Сегодня программы постдипломного образования МВА существуют во всех развитых странах мира. Считается, что выпускник МВА может «рулить» любым бизнесом, как обладатель ценных универсальных знаний по маркетингу, менеджменту, стратегическому развитию, финансам, управлению людьми и др.

Началом формирования российского рынка долгосрочных программ бизнес-образования считается середина 90-х - именно тогда на рынке образовательных услуг стали появляться первые «кузницы» мастеров делового администрирования.

Российские программы МВА создавались на западный манер. Но в отсутствии национального стандарта каждая школа придерживалась своего субъективного представления о том, что такое «настоящее» МВА. Российский стандарт МВА родился на свет только 8 лет назад.

Как рассказывает Людмила Свиридова, декан программы МВА нижегородского филиала ГУ– ВШЭ, профессор, зав. кафедрой общего и стратегического менеджмента, в 2000 г. Министерство образования РФ и Российская ассоциация бизнес-образования утвердили диплом государственного образца дополнительного к высшему образования «Мастер делового администрирования». По ее словам, в процессе формировании стандартов и требований к программе МВА авторы взяли в качестве образцов лучшие наработки западных бизнес-школ с учетом специфики российской экономики.

«Стандарт создавался с точной ориентацией на мировой опыт, как адаптер, - вспоминает Василий Козлов, профессор, ректор бизнес-школы Green City, член Совета Минобрнауки РФ по MBA, член Российской ассоциации бизнес-образования. – Представьте, что мы строим международную космическую станцию и нам надо, чтобы наши модули стыковались. Поэтому по контенту наши программы очень близки к европейской и американской практике. Отличие российского и западного МВА лишь в исполнении и способах подачи материала».

«С содержательной точки зрения российский и западный стандарты похожи, отличия – в принципах и механизмах реализации, - поясняет руководитель программы МВА Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева (НГТУ), профессор Виктор Матиашвили. - Наш стандарт определён на государственном уровне, на Западе – всё определяет университет или бизнес-школа. Что касается специфики отечественных программ МВА, то она ближе к реалиям российской управленческой практики, чаще демократичнее, доступнее для обучаемых».

Ошибочно думать, что все российские бизнес-школы похожи, а предлагаемые ими программы сделаны по трафарету. Несмотря на единый стандарт и порой очень схожий преподавательский состав (многие педагоги читают курсы параллельно в нескольких учебных заведениях), общие подходы к преподаванию, учебные планы и даже методы обучения менеджеров в разных школах могут существенно отличаться. Требования, предъявляемые государством к российским программам МВА, диктуют условия приема, устанавливают набор и продолжительность обязательных дисциплин. Однако в отличие от вузов бизнес-школы способны в рамках стандарта предлагать что-то свое, нетривиальное, инновационное - например, востребованные рынком уникальные специализации, интересные стажировки за рубежом, курсы для узких целевых аудиторий, двойные, а иногда и тройные дипломы. (В этом, кстати, проявляется конкурентная борьба между провайдерами МВА).

«Многое зависит от креативных способностей руководителей российских программ МВА и их преподавателей, - подчеркивает г-н Матиашвили. - Этап зеркального калькирования, простого подражательства, к счастью, прошёл. Калька сегодня не может быть востребована на рынке. Слушателей привлекает рационально осмысленный опыт российских компаний, факторы их успеха и причины неудач, диагностический и проектный инструментарий менеджмента. И лучшие программы удовлетворяют этот новый спрос. Например, потребность получить новые знания и навыки в управлении инновациями, венчурным бизнесом, интеллектуальными организациями, в управлении талантами формируются, в первую очередь, в наших hightech-компаниях и программы меняют свои учебные планы для удовлетворения этих новых потребностей».

Кузницы менеджеров

Сейчас в России насчитывается в общей сложности 78 отечественных провайдеров МВА (из них 27 московских), реализующих собственные «авторские» продукты и сделанные в партнерстве с западными школами совместные программы обучения. Некоторые отечественные школы и отдельные программы МВА получили международные (американские и европейские) аккредитации - АМВА, AACSB или EQUIS. Они активно сотрудничают со своими зарубежными партнерами, привлекая к образовательному процессу иностранную профессуру. Наличие подобной аккредитации свидетельствует о том, что программа выдержала «экзамен» на международном уровне, получила признание старожил МВА.

В регионах обучение искусству менеджмента происходит на базе местных или региональных филиалов столичных вузов и в невузовских бизнес-школах. Особенностью таких программ является наличие собственных научных разработок и системообразующего курса, вокруг которого формируются продукты МВА. В случаях, когда заведение реализует собственный продукт, защита дипломного проекта осуществляется по месту обучения. Если же программа «филиальная», создана совместно с другим вузом или является авторским продуктом партнерской школы, то обучение проходит в регионе, а защита в головном образовательном учреждении. Кроме того, на рынке появляется все больше игроков, работающих в режиме обычных территориальных офисов продаж (без обучения), просто продвигающих в регионе МВА-продукты.

В Нижегородском регионе «генералов» менеджмента готовят Нижегородский госуниверситет им. Лобачевского, НГТУ, Нижегородский филиал ГУ-ВШЭ, бизнес-школа Грин-Сити (совместные программы с Государственным университетом управления и Высшей Коммерческой школы Минэкономразвития России) и НИМБ. Недавно Нижегородский коммерческий институт запустил МВА для специалистов торгового и ресторанного бизнеса. Нижегородский центр бизнес-образования «ВИРА» - член Открытого образовательного консорциума ЛИНК реализует МВА-продукты Международного института менеджмента. Не так давно на нижегородский рынок вышла Moscow Business School, открыв региональный филиал по продаже дистанционных программ бизнес-образования.

Для стратегов и специалистов

По содержанию российские МВА, как и западные аналоги разделяют на два основных вида – курс с ориентацией на общий и стратегический менеджмент и специализированные программы. Первый тип МВА дает знания об общих принципах управления организацией, позволяя выпускать специалиста по общему менеджменту (General Management) - «дженералиста», призванного организовывать взаимодействия отдельных сотрудников в компании для достижения общих целей.

Эксперты отмечают тенденцию увеличения количества узкоспециализированных курсов, «заточенных» на получение более глубокие знания в определенных областях. Сегодня на российском рынке специализированных программ МВА наиболее распространены курсы финансового менеджмента, маркетинга, управления человеческими ресурсами, внешнеэкономической деятельностью, производством.

«Тематические» программы МВА в первую очередь направлены на специалистов и корпоративных заказчиков, для которых важна адаптация дисциплин к своей отрасли. Допустим, кредитной организации помимо общих управленческих вопросов приходится решать массу специфических финансовых задач, с которыми сложно справиться без специальных знаний. Это касается и рекламного бизнеса, и индустрии гостеприимства и многих других конкурентных отраслей, в которых игрокам сегодня приходится соперничать мастерством владения современными управленческими технологиями.

«По моему ощущению, растёт спрос на программы «с именем», с хорошей репутацией. Образно говоря, слушатели предпочитают ходить не на «спектакли», а на «актёров». Дженералистские программы при этом пользуются большим спросом, чем узкоспециализированные, - говорит Виктор Матиашвили. - Людей привлекает серьёзное методическое «обустройство» программы. Важное значение придаётся тому, где и в каких условиях они реализуются».

Стимулировать, возбудить, натренинговать….

В программах МВА сочетаются разные методы преподавания - классика жанра, традиционная для обычного вуза (лекции и семинары), и специальные способы обучения (разбор кейсов, тренинги, деловые игры, симуляция). Соотношение традиционных и специальных методов обучения варьируется в разных школах. Однозначного мнения о том, какой из методов должен превалировать в системе МВА, не существует. Очевидно, что лишь сочетание разных методов в пропорции, оптимальной для данной программы, обеспечивает качественную подготовку менеджеров.

Метод кейсов, по данным г-жи Свиридовой, на Западе очень популярен и является основной формой обучения по программам МВА. Там обсуждение случаев из практики бизнеса занимает около 40% времени от общего курса обучения. В России этот метод также применяется весьма активно, однако часто используются так называемые мини-кейсы. Описание ситуации в них более краткое и отражает только суть проблемы. При этом, как подчеркивает Людмила Свиридова, «традиционная теоретическая часть, которая в высшей школе России до сих пор является весьма значительной, есть и в программе МВА российских бизнес-школ хотя и в весьма усеченном виде, что позволяет обновлять ранее полученные знания и формировать концептуальное мышление, путем соотнесения конкретных примеров из бизнеса с теорией». Однако, по ее словам, в последнее время наблюдаются тенденции к прикладным аспектам изучения бизнеса, разборам конкретных ситуаций, деловым играм. Это связано с развитием и накоплением кейсов и специальных упражнений на примере развития российского бизнеса.

«Доля самостоятельных занятий в общем объеме западных программ МВА многократно превышает то, что делают российские наши слушатели, - сетует Василий Козлов. - С 1 марта 2008 г. действует новый стандарт МВА, который с 1000 часов увеличил объем программы до 1800 ч. Дополнительное время было добавлено на самостоятельную методическую работу. Контактных часов с преподавателем, с консультантом также прибавилось. Это попытка уроков над ошибками прошлых лет, в течение которых действовал прежний стандарт. Нам пока в целом не удается побудить наших участников программы к активной самостоятельной работе. Они предпочитают в силу своей занятости интенсивные встречи с консультантами. Причем консультант должен быть прекрасным шоуменом и так эмоционально возбудить слушателей за короткое время, чтобы у них остался какой-то след от предмета. Мы делаем ставку на методические факультативные встречи, на более активное включение слушателей в процесс обучения и побуждение - любыми, самыми изощренными способами - к самостоятельной работе». К «изощренным» методам воздействия на умы менеджеров Василий Козлов относит обзоры бизнес-литературы, встречи на предприятиях с думающими практиками, истории успеха из первых рук, соревнования, команды по кейсам и различные способы обмена опытом.

Российский модуль

Традиционно обучение МВА на Западе длится порядка 1,5-2 лет. Продолжительность отечественных программ составляет 1-3 года. Многое зависит от формы получения знаний – дневной (full-time), вечерней, модульной или дистанционной. Кстати, именно в формах обучения, как отмечает Василий Козлов, и пролегает пропасть между российским и западным МВА. «В США, например, программы МВА реализуются преимущественно в очной форме, а не как у нас в заочно-вечерней», - говорит г-н Матиашвили. Дневное обучение требует перерыва в карьере, поэтому совмещать образование с работой не представляется возможным. В этом кроется причина невысокой популярности формата full-time в России. Безусловно, полное погружение в обучение дает максимальный результат, поэтому дневная форма очень востребована в США и Европе, где бизнес-образование является обязательной частью подготовки менеджеров. В России немного руководителей готовы «бросить все» и во имя будущих побед погрузиться в учебу на целых 2 года. «У нас в целом по стране, наверное, наберется всего пара групп, обучающихся в режиме full-time», - констатирует г-н Козлов.

Гораздо более популярно в России вечернее и модульное обучение – как в чистом виде, так и в различных сочетаниях. Вечерние занятия обычно проходят по вечерам и субботам, что не отвлекает человека от любимой работы и позволяет сразу применять приобретенные знания в профессиональной деятельности.

Модульное обучение также дает возможность совмещать учебу с работой. Согласно исследованиям компании Begin Group, такая форма обучения МВА наиболее востребована в РФ – 48% студентов выбирают модульный режим усвоения знаний. Примерно раз в 2-3 месяца слушатели приезжают в школу на 2–10-дневные сессии. В промежутке между сессиями будущие мастера менеджмента учатся самостоятельно по предоставленным школой материалам. По сравнению с вечерней формой модульный режим имеет ряд преимуществ. После работы уставшие слушатели зачастую не в силах чему-то учиться – душа требует отдыха. Модульное обучение дает возможность полностью, хотя и ненадолго погрузиться в учебный процесс и в то же время не оставлять поля деятельности. «Модульная форма с частичным отрывом от работы традиционно более молодая по возрасту, вечерняя – более «зрелая», - говорит г-жа Свиридова. - Модульная форма с частичным отрывом от работы на две недели в квартал более приемлема сточки зрения эффективного получения знаний, вечерняя форма обучения, несомненно – более сложная с точки зрения освоения знаний, но она позволяет бизнесменам в процессе обучения «не выпускать бизнес из рук».

Среди модульных программ существуют особый продукт - Executive MBA (обычно годичный), своего рода VIP-МВА. Это программа актуальна для управленцев высшего эшелона, которым необходимо получить сбалансированные знания в различных экономических сферах (а иногда и за рамками бизнеса – в сфере культуры, искусства и т.д.). В последнее время такие программы получают в России все большее распространение.

Менеджер на дистанции

Отдельного внимания заслуживает набирающее популярность в регионах страны дистанционное МВА. Еще 2-3 г. назад такой формат был редкостью, а сегодня все больше бизнес-школ продвигают на рынок МВА в стиле on-line. Ключевая особенность дистанционного обучения - минимум внутригруппового общения, связь между слушателями и преподавателями через интернет и максимум самостоятельных занятий. Классическое дистанционное МВА выглядит следующим образом. Слушатели получают учебные материалы и самостоятельно изучают их, периодически (чаще всего по выходным 1-2 раза в месяц) выезжая на очные занятия. Иногда сессии в дистанционном МВА могут длиться по 1-3 недели.

Некоторые игроки образовательной индустрии стараются перевести весь процесс передачи знаний, в том числе сдачу экзаменов, в режим on-line, за исключением лишь непосредственно защиты дипломного проекта. Слушателю высылается пакет учебных материалов, в том числе аудиокниги и видеолекции – и процесс пошел. Но эксперты считают, что в бизнес-обрназовании не в коем случае нельзя полностью отказаться от очных занятий. По мнению Василия Козлова, МВА, без «магии общения» с преподавателями и своими сокурсниками – суррогат МВА.

«Уповать на упорный дистанционный труд соискателя степени МВА весьма сомнительно, - подчеркивает Людмила Свиридова. - Обучение на МВА – это работа в команде, постоянный обмен мнениями, знаниями и опытом среди слушателей. Всего этого лишены дистанционные формы обучения».

«Дистанционное обучение в онлайновом режиме может быть лишь вспомогательным продуктом к традиционным программам, - объясняет г-н Козлов. – Любой качественный курс подготовки менеджмента должен сопровождаться электронной поддержкой – учебниками. Но это лишь дополнение, а не основной продукт. Весь процесс обучения по программам МВА изначально основывается на «клубной» групповой работе людей, интересных и полезных друг другу».

Между тем, по данным г-на Козлова, сегодня дистанционное МВА тоже сертифицируется, у него также есть определенные стандарты. «При нынешней динамике развития рынка этот продукт наверняка будет активно продаваться», - убежден он.

Цена знаний

МВА – самый дорогой продукт на рынке бизнес-образования, как на Западе, так и в России. Получение «генерального» менеджерского образования в России требует вложений в сумме от $3 до $45 тыс. При этом обучение в Москве обойдется слушателю примерно в 1,5-2,5 раза дороже, чем покупка аналогичного «филиального» или «партнерского» продукта в регионе.

Стоимость обучения зависит от содержания программы: специализированные курсы, как правило, дешевле чем подготовка «дженералиста», а продукты, адресованные высшему руководству дороже, чем классически программы МВА, рассчитанные на молодых амбициозных карьеристов. Кроме того, на стоимость МВА влияет режим обучения (очная форма – самая дорогая, дистанционная – наиболее доступная по цене), «звездность» преподавательского состава, известность бренда бизнес-школы, наличие аккредитации и качество выдаваемого диплома (российский государственный, диплом «гособразца», двойной диплом, признанный известными западными школами).

До недавних пор стоимость обучения российских менеджеров была примерно на порядок ниже западных аналогов. «Сегодня лучшие национальные программы МВА по цене стали сопоставимы с европейскими, что является следствием наработанного опыта в сфере бизнес-образования и повышения качества обучения в России, - говорит Василий Козлов. – Сейчас программы в 1 млн. руб. уже не вызывают священного ужаса у нашего менеджмента, при том, что европейский курс МВА средней руки стоит 30-40 тыс. евро. Так что если менеджер хочет работать за рубежом, ему лучше окончить западный курс МВА, если он намерен трудиться в России - есть смысл выбирать лучшие отечественные программы».

По прогнозам, в ближайшие 5 лет цены на российские и западные программы МВА сравняются. Тоже самое произойдет с московскими и региональными продуктами идентичными по содержанию и преподавательскому составу, но гораздо быстрее – уже через 1-1,5 года.

Осторожно, контрафакт!

Сегодня многие российские образовательные учреждения хотели бы получить право реализовывать программы МВА с выдачей госдиплома. Но не всем это под силу. Поэтому наряду с повышением качества образования на рынке появляется все больше сомнительного товара под маркой МВА.

«На нижегородском рынке существует проблема недобросовестной конкуренции. Некоторые бизнес-школы в нарушение требований Министерства образования принимают на обучение слушателей без высшего образования и необходимого 2-летнего стажа работы, пытаясь выиграть за счет количества желающих получить престижный диплом МВА за весьма скромную цену, - говорит Людмила Свиридова. - Но, памятуя о бесплатном сыре, можно утверждать, что качественное МВА с визит – профессорами и бизнес-консультантами звездного класса не может стоить дешево».

«Ряд конкурентов опускает этическую планку на низкий уровень, превращая элитное бизнес-обучение обучение в поле купли-продажи. Это я называю «подворотней», - говорит Виктор Матиашвили. - Как вам нравятся провайдеры, которые приглашают на обучение по программе МВА, вопреки всем стандартам, студентов, не имеющих даже диплома бакалавров? Но век «жуликов» в бизнес-образовании недолог, невысока и ценность дипломов, которые они продают».

В результате на рынке труда происходит инфляция самого понятия МВА, что осложняет работу добросовестных игроков, и, конечно, не упрощает выбор оптимальной программы для потенциальных слушателей. Тем более что с недавним выходом в свет нового более «требовательного» госстандарта МВА некоторые провайдеры явно окажутся «за бортом». Правда, реализовывать МВА им никто не запретит – только без выдачи государственных дипломов.

Нелицензионные программы имеют своих почитателей, поскольку стоят недорого, да и поступить на такое МВА просто, т.к. слушатели не проходят сквозь сито жесткого отбора. Группы по составу слушателей формируются кое-как, по принципу «чем больше, тем лучше». Правда и результат обучения, предупреждает Василий Козлов, вряд ли будет удачным. «Между государственным дипломом МВА и документом гособразца такая же дистанция, как между зарплатой настоящими и ксерокопированными деньгами», - поясняет он. И не удивительно, что одни выпускники МВА - желанные гости в самых престижных компаниях, а другие - «чужие на этом празднике жизни». Анна Глуховская

 
 
Главная страница Написать письмо
Rambler's Top100 liveinternet.ru DesignINNOV.RU

Нижегородский государственный технический университет

Кафедра "Менеджмент"

Россия, 603600
г. Нижний Новгород,
ул. Минина, 24