MBA - НГТУ
MASTER   OF   BUSINESS    ADMINISTRATION
МАСТЕР ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
СТАТЬИ В ПРЕССЕ

Виктор Михайлович Матиашвили работает в Горьковском политехническом институте (Нижегородском техническом университете) с 1974 года и прошел путь от ассистента до заведующего кафедрой менеджмента. Возглавляет межвузовскую кафедру менеджмента Нижегородского образовательного консорциума. Является руководителем программы МВА («Мастер делового администрирования»). Знает английский, французский и грузинский языки.



Как научиться
управлять
фирмой?


Он принадлежит к тому поколению, у которого было не принято думать о карьере. Сначала дело, а остальное приложится - так тогда рассуждал профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой менеджмента Нижегородского государственного технического университета Виктор Матиашвили. Цели в профессиональном и служебном росте он перед собой, конечно, ставил. Но прежде чем достичь научных званий и должностей, Виктор Михайлович прошел весь путь с самого начала.


— Каждый человек в юности формулирует себе жизненную программу. Ваша программа совпала с тем, к чему вы пришли сейчас? Ведь вы окончили переводческий факультет иняза, а значит, готовились совсем не к преподаванию менеджмента...


— Отчасти да, но в значительной степени - нет. Первым вузом, который я окончил, действительно был Горьковский педагогический институт иностранных языков. Я очень рад этому обстоятельству, поскольку до сих пор во многом живу на полученных там знаниях. Все мои планы изначально строились вокруг переводческой деятельности, но потом в системе ценностей произошли изменения. На втором или третьем курсе иняза я понял, что знание языка не может быть профессией для мужчины. Это необходимый атрибут каждого цивилизованного человека, необыкновенно расширяющий культурные горизонты и возможности. Но связывать всю жизнь с повторением чужих мыслей - не цель для человека, имеющего амбиции. Знание языка нужно прилагать к другой деятельности, и именно она должна быть ключевой.
           В инязе появился четко выраженный интерес к философии и социологии, потребовались новые знания, навыки, и вся последующая жизнь оказалась связана их приобретением. В МГУ я защитил кандидатскую диссертацию, посвященную проблемам массового сознания. Эта область была "чистой доской" для нашей социологии и философии, и язык мне тогда очень помог. Мне удалось ввести в научный оборот огромное количество англоязычной литературы. В итоге две эти сферы - лингвистическая и социально-философская - помогли мне сделать то, что сегодня называю академической карьерой.


— В настоящий момент вы и заведующий кафедрой, и научный работник, и преподаватель, и практик, занимающийся управленческим консультированием. Что из этого первично?


— Все настолько взаимосвязано, что мне трудно выделить приоритет. Работать со студентами удивительно интересно. И в том случае, когда твои студенты - дети, пришедшие после школы, и когда они взрослые люди, имеющие жизненный, управленческий опыт. Если удается сказать им что-то новое, чего они раньше не знали, испытываешь большое удовлетворение.
           Что касается управленческого консультирования, это очень дорогой для меня вид деятельности. Здесь есть возможность учиться на практическом опыте. Вопреки распространенному мнению, что наш менеджмент находится на необычайно низком уровне, многие уже научились вести бизнес хорошо. Сейчас появляется новая генерация менеджеров, работающих на уровне мировых стандартов. Это конкретные люди и организации. Приходя туда, я учусь на их опыте и помогаю им. Такое общение позволяет понять, что сегодня действительно важно для бизнеса. А это знание уже влияет и на процесс обучения, и на научную работу.


— Феномен взаимной неудовлетворенности между преподавателем и студентом - ваше выражение. Можно ли этого избежать?


— Взаимная неудовлетворенность возникает тогда, когда преподаватель не вполне понимает, для чего к нему приходят взрослые студенты, часто практики. Я убежден, что 99 процентов наших взрослых слушателей приходит к нам, чтобы получить ответ на вопрос: как делать лучше? Когда мы даем ответ на этот вопрос, приобщаем их к реальному опыту, этого феномена не возникает.
           Вторая сторона - преподаватель уходит неудовлетворенным. Когда ему не удается расшевелить аудиторию, когда он видит пустые глаза. И не всегда понимает, что это продукт его пустой деятельности.
           За спиной преподавателя должна быть собственная история, жизненный опыт, иначе он не интересен студенту. Потому как, в отличие от американских преподавателей, русский профессор не может быть просто посредником между информацией, накопленной в Интернете, и аудиторией. Как поэт в России больше чем поэт, так и университетский профессор всегда больше, чем просто профессор.


— Расскажите, пожалуйста, о Президентской программе по подготовке управленческих кадров, в которой вы участвуете.


— Программа действует уже восьмой год. В нашем регионе она реализуется Нижегородским образовательным консорциумом - некоммерческим партнерством вузов, которые делегировали в эту программу свои лучшие кадры. Я убежден, что ни один вуз ее в одиночку не смог бы реализовать. Поэтому в консорциум входят и классический университет имени Лобачевского, и Высшая школа экономики, и Нижегородский коммерческий институт, и Технический университет, где находится межвузовская кафедра менеджмента. Мы объединяем свои усилия, и от этого выигрывают наши слушатели, так как качество обучения повышается.


— Что бы вы посоветовали, а от чего предостерегли тех, кто только размышляет о профессии менеджера?


— Я не верю в теорию врожденных качеств. С моей точки зрения все, вплоть до лидерства, - может быть воспитано. Даже динамизм, самостоятельность и воля, которые абсолютно необходимы менеджеру. Единственный мой совет: после школы в эту сферу, может быть, не стоит торопиться. Ребята, окончившие школу, в первую очередь должны получить хорошее базовое, лучше инженерное, образование. Одна из возможных причин, почему менеджер-выпускник не находит себе применения, - он слишком рано пришел в профессию.
           В техническом университете есть возможности для двухуровневого обучения. Например, после получения диплома бакалавра студент продолжает учиться на менеджера-специалиста. Или после окончания вуза получает второе высшее образование, после идет в программу "Мастер делового администрирования". Такой вариант карьерного роста мне представляется наиболее основательным и перспективным.


— Где находят себя ваши выпускники?


— Часто они начинают работать менеджерами первичного звена в мелких компаниях, присматриваются, изучают. У слушателей элитных программ (Президентской или МВА) другие перспективы. Например, один из выпускников программы МВА - очень успешный человек в бизнесе - решил претендовать на высокую должность в иностранной компании. Он прошел конкурс, одержал победу и был назначен коммерческим директором. Но при условии адаптации в компании, предполагающей прохождение во время стажировки по всем ступеням снизу вверх. Сейчас у него должность рабочего склада, однако он пошел на этот шаг. Я убежден, что своих подчиненных нужно проводить по служебной лестнице точно так же. Работник должен понять, где возникают проблемы, кто на что способен, где сильные и слабые стороны компании. После такого "карьерного сита" тебя уже никто не введет в заблуждение ложной информацией.


— Есть ли у вас своя формула успеха?


— С этой формулой я всегда знакомлю слушателей. Для успеха нужны способности в выбранной сфере деятельности, которые складываются из знаний и навыков, доведенных до автоматизма. Как на машине ездить, когда уже не задумываешься, какой поворот- ник включать. Вторая составляющая - желание заниматься менеджментом и третья - объективная возможность для роста и развития. Бывают случаи, когда человек обладает знанием и опытом, но возможности реализоваться у него нет. Возьмите небольшие организации, так называемые плоские организационные структуры: ты приходишь менеджером и сразу упираешься в карьерный потолок. Таким образом, успех менеджера равен способностям (знания плюс навыки), умноженным на мотивацию и умноженным на возможности. Здесь нужны все три компонента. Если хотя бы один отсутствует, получается "манагер", а не менеджер.


Зоя Горячева

Главная страница Написать письмо
Rambler's Top100 liveinternet.ru DesignINNOV.RU

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева

Кафедра "Менеджмент"

Россия, 603600
г. Нижний Новгород,
ул. Минина, 24